Пятница, 29.03.2024, 18:59
Приветствую Вас Гость | RSS

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬКА

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мои статьи

Рефлексия, как способ педагогической деятельности учителя
Рефлексия, как способ педагогической деятельности учителя в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
«Всякий, кому предстоит делать дело,
увидит, что прежде всего он должен познать,
что он такое и на что он способен»
Мишель Монтень
 Современный процесс развития начальной школы характеризуется ломкой традиционных форм, методов, подходов к обучению. Этому способствовал «Закон об образовании» РФ. Традиционная установка формирования преимущественно «знаний, умений, навыков» неприемлема сегодня при воспитании качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества, где во главу ставятся ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии. Соответственно, становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования. В проекте «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»» говорится о том, что ключевой характеристикой образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Ребята должны учиться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Умение учиться самому - это не что иное, как новообразование после учебной деятельности. А именно: -сам ставлю цель -сам планирую -сам нахожу способ -сам рефлексирую По сути дела рефлексия - это деятельность Ещё в древности Сократ и Платон занимались учением рефлексии. Платон констатировал наличие рефлексии в акте «знание знания», когда знание обращено на само себя. В наши дни изучение рефлексии по-прежнему актуально. В психологической литературе термин «рефлексия» обозначает рассмотрение человеком исходных оснований своих действий, что является результатом анализа. Давыдов А.А. даёт следующую трактовку понятия рефлексии: «Рефлексия- это основание предметных и мыслительных действий и возможных условий изменения этих оснований». В толковом словаре Ожегова С.И. рефлексия трактуется как размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. Различают следующие виды рефлексии: 1. Эмоциональная (описание своих эмоций, настроения) 2. Деятельностная (описание своей деятельности «Что делал? Какой способ применил?») 3. Коммуникативная (описание общения «Кто помог справиться с заданием? Кому хотите сказать спасибо?») При взаимодействии с учащимися учитель должен использовать разные виды рефлексии. Организуя рефлексивную работу, учитель способствует развитию у детей умения размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом условий и результатов собственной деятельности. Организация рефлексии как определённой деятельности на уроке, должна обязательно иметь место. Рефлексия работает на восстановление учебной мотивации. Когда можно организовать рефлексию на уроке? Как это сделать? Воронцов А.Б. говорил: «Со способности рефлексировать, различать : «это я уже знаю и умею», «я ещё совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться» -начинается учебная самостоятельность школьника, переход от исполнительского поведения школяра к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь». Без этой способности учащийся не может стать подлинным субъектом собственной учебной деятельности». Исходя из высказывания известного психолога, можно сделать вывод о том, что место рефлексии уже на этапе актуализации знаний. Место рефлексии обязательно на таком этапе урока, как оценивание. Причём, оценивание должно быть не только конечного результата, но и процесса деятельности ученика. В программе «Школа 2100» имеют место уроки рефлексии, целью которых является формирование алгоритма рефлексивного мышления. Отвечая на вопрос «Как организовать рефлексию на уроке?» В своей практике я использую следующие приёмы организации рефлексии: 1. Продолжи фразу : –Мне больше всего удалось… -Я могу себя похвалить… -Мне было интересно…. -Мне было трудно… -Я хочу сказать спасибо… 2. Рисуем настроение: Мы с детьми договорились об использовании цветов. Красный-сигнал тревоги, плохого настроения, жёлтый – «нейтральное» настроение, зелёный-все у меня получилось, у меня сегодня хорошее настроение. Каждый учитель может предложить ребятам на обсуждение другие цвета, которые будут использовать у себя в классе. 3. Огонёк общения (уместно использовать после проведения классных, внеклассных мероприятий) Дети садятся в круг, передают по кругу сердечко или любой другой предмет, принятый в классе, и каждый говорит то, что по его мнению было самым интересным, запоминающимся, кто помог, кому скажем «Спасибо». 4. Мистер Настроение. Рисуем личико человечка, передавая свои эмоции. Это не предел приёмов. Учитель вместе с детьми может придумать разные приёмы проведения рефлексии. В заключении хочется сказать, что организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования. Умение рефлексировать пригодится ребёнку не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности, и, если возникнет необходимость, то и вовремя переобучиться, идти в ногу со временем.
Категория: Мои статьи | Добавил: неваляшка (06.07.2010)
Просмотров: 4636 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 1
1 SergSlift  
0
<a href=http://zmkshop.ru/uslugi/>киреевский завод металлоконструкций официальный сайт</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Nachalka.com - сайт для детей, родителей, учителей начальной школы. Методсовет
Форма входа
Веснушки Сеть творческих учителей

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz