Четверг, 09.05.2024, 00:31
Приветствую Вас Гость | RSS

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬКА

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » В помощь учителю » ФГОС

АНАЛИЗ УРОКА
Интерактивная площадка
«Разработка матрицы анализа урока в рамках реализации ФГОС НОО»
 Приемов анализа урока существует много. Любой разбор урока должен носить аналитический характер, который помогает выявить наиболее удачные фрагменты урока, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования.
Цель анализа завучем любого урока – стимулировать учителя к дальнейшему профессиональному росту. Эта цель достигается не критикой, т.е. перечислением недостатков и слабых сторон педагога, а возможностью видеть свои сильные и слабые стороны самим педагогом. К сожалению, возможности урочной аналитической деятельности используются далеко не в полной мере. Это объясняется как субъективными (педагоги в ожидании негативной обратной связи избегают оценивать деятельность своих коллег), так и объективными причинами (условия массовой школы, двухсменный режим работы, постоянное введение новых критериев в разбор урока и т.д.), что мешает качественному, продуктивному анализу.
    Однако освоение современных педагогических технологий, реализация ФГОС НОО позволяет искать и находить новые подходы. Уровни и параметры Прежде всего, уточним само понятие — матрица. Это важно, поскольку термин взят из математической области; в связи с этим можно предположить, что данную матрицу можно использовать только для анализа занятий по естественно-научным дисциплинам. Однако если матрица составлена с учетом актуальных потребностей учебного процесса, она одинаково успешно применяется в любой образовательной сфере.
    Матрица представляет собой прямоугольную таблицу (с любым набором строк и столбцов). Для матричной модели педагогического анализа урока была принята следующая схема: в столбцах отражаются основные параметры наблю­дения урока, а строки характеризуют уровень овладения профессиональными знаниями и умениями.
В представленной матрице выделены четыре основных профессиональных уровня:
1. Пассивный, выявляемый чаше всего у начинающих педагогов, которые еще не владеют преподавательскими умениями и навыками, а также у людей, просто не увлеченных профессией учителя.
2. Ситуативный отличается интересными приемами, находками. Но весь этот педагогический потенциал зачастую используется стихийно или от случая к случаю. Не хватает стабильности, мастерства в ежедневной подготовке и проведении занятий.
3. Активный, присущий, как правило, учителям со стажем, но бывает и так, что молодые специалисты демонстрируют высокий уровень профессионализма по тем или другим критериям. Уроки педагогов данного уровня и стиля отличаются четкостью требований, стабильностью, что облегчает работу учащимся. Вот почему и контрольные срезы, проводимые у этих учителей, показывают достаточно высокие знания школьников.
4. Творческий, характерный для педагогов с яркой индивидуальностью, имеющих особые находки в технологии обучения. Поэтому иногда трудно подобрать параметры для анализа подобных уроков. Следующий шаг в разработке матричной модели касается определения параметров наблюдения за организацией учебного процесса на уроке. Сколько их должно быть? Какие параметры являются наиболее значимыми? Следует отметить, что, во-первых, при необходимости можно варьировать количество и содержание параметров наблюдения. А во-вторых, "наборы параметров" для предметов гуманитарного и естественно-научного циклов могут отличаться друг от друга.
В данной матрице определены следующие параметры наблюдения:
1. Основным показателем служит умение педагога создать на уроке учебно-познавательную атмосферу.
2. Далее встает вопрос: какими методами и технологиями учитель создает в классе атмосферу заинтересованности к изучаемому материалу.
3. Достигают ли усилия педагога поставленной цели? Как реагируют учащиеся на предлагаемые им задания? Ответить на эти вопросы помогает третий критерий, который фиксирует деятельность учащихся на уроке.
4. Говоря о субъектно-субъектной направленности обучения, нельзя обойти вниманием культуру взаимодействия учителя и учащихся в учебной ситуации.
5. Необходимо обратить внимание на речь учителя; способствует она оптимальному ведению урока или затрудняет учебную деятельность.
6. Особого внимания заслуживает наблюдение за воспитывающей стороной урока (к сожалению, отдельные учителя ставят формально перед собой такие цели при подготовке к уроку);
7. Требуют фиксации и профессиональные умения педагога осуществлять контроль УУД учащихся, а также коррекцию педагогического процесса;
8. Последний критерий — результативность урока — позволяет подвести общий итог.
В итоге матричная модель педагогического анализа урока выглядит следующим образом:
Параметры наблюдения
Уро­вень
Создание позна­вательной атмо­сферы урока
Применяе­мые методы и технологии обучения
Организация деятельности учащихся
Учебное взаи­модействие учи­теля и учеников
Речь педагога и ее значение на уроке
Воспиты­вающая сто­рона урока
Контроль и коррекция знаний уч-ся
Результатив­ность урока
1
2
3
4
итого
Матричная таблица
Теоретическая модель переведена в матричную таблицу, которую можно брать с собой на урок как основу для анализа, а учителю пользоваться ей при подготовке к уроку или при проведении самоанализа урока. Для этого каждый из предложенных параметров наполнен содержанием и условно разделено это содержание на четыре уровня по возрастающей. Среди достоинств этой модели следует отметить:
• Дифференцированный подход к оцениванию урока. Как показывает практика, за один и тот же урок можно получить всю палитру баллов — от одного до четырех — в зависимости от критерия. Так, например, при невысоком уровне учебно-познавательной атмосферы в классе (1-2 балла) учитель-словесник обычно получает 3, 4 балла за умение пользоваться речью, голосом как инструментом оптимизации учебного процесса. Таким образом, учитель может видеть действительно сильные стороны своей деятельности и те, которые еще предстоит совершенствовать.
• Возможность не только определить профессиональный уровень учителя на сегодняшний день, но и показать перс­пективу профессионального роста. Матричный анализ дает достаточно наглядное преставление о том, что еще можно сделать педагогу в том или ином направлении.
• Вариативность параметров наблюдения в зависимости от выбранной образовательной области. Здесь же можно подчеркнуть, что можно отслеживать не все выбранные параметры, а только некоторые из них (например, создание познавательной атмосферы урока и реализация воспитывающей направленности обучения; или осуществления контроля и коррекции знаний и реализация учебных взаимодействий учителя и учеников и т.д.).
• Матричный анализ становится действенным учебным пособием для развития аналитической деятельности каждого педагога. На основании выделенных параметров учитель способен сделать обоснованный самоанализ урока, подключиться к обсуждению урока своего коллеги. (Такая форма позволяет педагогам объективно оценивать уроки свои или своих коллег.
• Если придерживаться стабильности выбранных параметров, то в течение года можно получить объективную информацию о динамике профессионального становления конкретного педагога, параллели и даже целого методического объединения. Наблюдения могут вестись в течение всего учебного года. В методической тетради учителя они фиксируются в виде матричной модели, куда вместо текста подставляются соответствующие баллы (от 1 до 4 в зависимости от уровня). В конце учебного года руководитель методического объединения на основании этих баллов даст краткую характеристику профессиональной деятельности каждого учителя.
Например, вот как выглядит матричная таблица учителей первых классов при посещении уроков в период адаптации Параметры наблюдения
Дата, место проведения урока
№ п/п 11.09, 2 «а», р/яз.
12.09, 2 «б» л./чтение
14.09, 2«в», мат.
15.09 2 «г», р/яз.
1Создание познавательной атмосферы урока1232
2Применяемые методы и технологии обучения1222
3Организация деятельности уч-ся2233
4Учебное взаимодействие учителя и учеников2223
5Речь педагога и ее значение на уроке2334
6Воспитывающая сторона урока2333
7Контроль и коррекция знаний учащихся1222
8Результативность урока2233
Итого:1,62,22,62,7
Одновременно данные заносятся и в персональную матрицу учителя, например, 2е класса Ивановой Инны Петровны (возьмем отвлеченного учителя) Эти данные удобно представить и в виде соответствующего графика, который дает более наглядное представление о динамике профессионального роста данного учителя, параллели или предмета:
Графический анализ уроков учителя Ивановой И.П. На основании приведенных в матрице и графике данных завуч или руководитель методического объединения отмечает в методической тетради следующее: учитель Иванова работает в школе первый год после окончания университета. Ответственно относится к своим педагогическим обязанностям, ее потенциал позволяет овладеть активным уровнем в профессиональной сфере (итоги последних двух уроков — 2,6 и 2,7 балла). Наиболее сильными сторонами учителя являются хорошее владение учебным материалом, умение установить доброжелательные отношения с учащимися, создать рабочую атмосферу урока, использовать воспитывающие возможности процесса обучения (параметры 3, 4). Как несомненное достоинство необходимо отметить владение голосом, речевой деятельностью, которая становится организующим фактором урока (п. 5). Все это отражается на достаточно активной познавательной деятельности учащихся. При этом хотелось бы обратить внимание учителя на выбор методов обучения: на посещенных уроках преобладают объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы (п. 2). Между тем познавательный потенциал самого педагога и учащихся предполагают более широкое использование проблемных, практически-продуктивных методов. К сожалению, наиболее слабым звеном в работе данного педагога остается контроль и коррекция знаний учащихся непосредственно на уроке (п. 7). Данному учителю необходимо ознакомиться с нормами оценки результатов учащихся по русскому языку, с методическими рекомендациями по данной проблеме. На следующий учебный год параметры 2 и 7 у данного учителя будут отслеживаться более пристально. Возможность представить общую картину Подчеркнем, что отслеживание уроков по единым критериям и параметрам дает возможность представить общую картину профессионального роста методического объединения, педагога. Технология применения матричной модели позволяет обработать полученные данные и выделить основные направления методической работы в следующем учебном году. Матричная модель педагогического анализа позволяет по-новому использовать традиционные формы педагогического наблюдения.
Информация, полученная в результате систематического посещения уроков, позволяет обобщить данные:
 • об уровне познавательной активности учащихся (пассивный, ситуативный, активный, творческий) в данный период обучения;
 • о наиболее предпочитаемых педагогами методах и технологиях обучения;
• о соблюдении единства педагогических требований в процессе контроля и коррекции УУД учащихся;
• о технологии создания активной познавательной среды и т.д. Такие исследования становятся базой для заинтересованного разговора между учителями. Данные матричного анализа можно использовать для мониторинга педагогической деятельности учителей в аттестационный и межаттестационный периоды. Освоение мониторинга в образовательном пространстве может происходить в двух направлениях: экстенсивном и интенсивном. Первый путь реализуется через увеличение количества отслеживающих процедур и объектов наблюдения. Опыт показывает, что матричная модель педагогического анализа урока основана на качественном переосмыслении того аналитического багажа, который уже имеется в педагогической практике.
Алгоритм разработки матрицы:
1. Знакомство с параметрами наблюдения.
 2. Выбор одного из параметров.
3. Разработка индикаторов современного урока в современных условиях по 4 уровням, заполнение матрицы (в помощь схемы анализа уроков, предлагаемые преподавателями курсов повышения квалификации по новым ФГОС)
4. Защита.
5. Экспертиза.
Категория: ФГОС | Добавил: неваляшка (07.11.2012)
Просмотров: 9477 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Nachalka.com - сайт для детей, родителей, учителей начальной школы. Методсовет
Форма входа
Веснушки Сеть творческих учителей

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz