Суббота, 11.05.2024, 03:03
Приветствую Вас Гость | RSS

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬКА

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мои статьи

Учебный кабинет начальной школы
Молодина Н.И. Ташмакова С.П. /учителя начальной школы МОУСОШ № 6/
Учебный кабинет начальной школы на современном этапе реализации начального образовательного проекта «Наша Новая школа»
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только в России, но и для мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации общеобразовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результатов образования. В этом свете рассматривается компетентностный подход – реальность современного образования, где одной из составляющих профессиональной компетентности является создание образовательной среды.
В понятие образовательной среды вкладывается большой смысл. Сегодня мы обращаем внимание на один момент этого понятия – это комфортная обстановка, материально – техническая и методическая база для создания условий обучения, воспитания и развития.
Ещё А. Дистервейг подчёркивал необходимость «…принимать во внимание различные моменты или предметы, определяющие преподавательскую деятельность. А именно:
* человека, подлежащего обучению, ученика – субъекта;
* предмета учения и обучения – объект;
 * внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т.д.;
* обучающего учителя.

 
Учебный кабинет – учебное помещение школы, оснащённое наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится методическая, учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися Начальная школа - это особый мир, в котором обучение, воспитание и игра составляют единое целое. Оформление начальной школы отражает специфику учебного процесса в младших классах. Оформление кабинета начальных классов должно гармонично включать материалы, отражающие символику РФ, способствующую начальному патриотическому воспитанию. Интересные и полезные материалы по родной речи, использованные при оформлении кабинета, научат маленьких школьников любить и уважать свой родной язык. Использование одного кабинета для преподавания всех предметов, для проведения внеклассных мероприятий – обуславливает специфику оформления кабинета начальной школы. Оформление кабинета начальной школы имеет своей целью не только обучение, а эстетическое воспитание учащихся и повышение мотивации к учению и свободный доступ к информационным ресурсам. Правильное оформление учебного кабинета открывают неограниченные возможности совершенствования методов обучения и воспитания, способствует повышению культуры работы учителя, его квалификации, качества знаний, привитию навыков самостоятельной работы. Кабинет нельзя создать за короткое время. Он создаётся постепенно, оборудуется и совершенствуется в течение нескольких лет. Оформление кабинета начальных классов требует не только творческого подхода со стороны учителя, но и соблюдение общих требований и методических рекомендаций. Цель нашей работы – поделиться опытом по развитию нашего кабинета. Интерьер начальной школы должен быть ярким и увлекательным, помочь малышам перейти с дошкольного учреждения плавно во взрослую школьную жизнь. Поэтому разнообразить учебный процесс и сделать его более увлекательным поможет правильное оформление кабинета и рекреации начальной школы стендами. Такие стенды стимулируют ребенка к быстрому усвоению информации, развивая память, мышление и воображение. Красиво оформить детское творчество так, чтобы им можно было любоваться не один день, оно приносило радость и маленьким и взрослым – очень важный момент в воспитательной работе. Методические рекомендации по оформлению и содержанию учебного кабинета начальной школы Работа по оформлению и содержанию учебного кабинета для младших школьников возможна по следующим направлениям: Эстетическое оформление кабинета:
а) цветовое:
· 6,5 – 8 лет – предпочитают красный, пурпурный и розовый цвета;
· 9-11 лет – оранжевый и желто-зеленый цвета.
· зеленый цвет – успокаивает, клонит ко сну;
· желтый цвет – веселое и радостное настроение; · коричневый – жесткий;
· фиолетовый и синий – неуверенность, мрачный настрой;
· голубой – легкий;
· желтый и красный цвета желательно использовать в небольших дозах;
· зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы;
· красный – сила, активность;
б) Зеленая зона: · многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;
· информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.).
/По данным психологов и медицинских работников – Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – с.544/
Уголок здорового образа жизни: - Здоровый образ жизни.
- ПДД. - ОБЖ.
Содержание направлений:
· наличие соответствующих стендов, информационных уголков, видеотеки, справочных материалов, рекомендаций, наглядных пособий, инвентаря;
 · наличие тренажеров для глаз (в электронном и бумажном варианте), софитов над доской;
· мебель в соответствии с ростом (цветовая маркировка);
· правила поведения в чрезвычайных ситуациях (плакаты, схема эвакуации из здания и т.п.). Документация кабинета:
Паспорт кабинета:
1) Функциональное назначение имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т.д.
2) Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
3) Правила пользования учебным кабинетом для учащихся.
4) План работы на учебный год и перспективу (для учащихся, родителей, коллег). С
облюдение санитарно-гигиенических норм:
· освещенность, состояние мебели;
 · размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных столов – не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом–80-90 см. /Источник: СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденные и введенные в действие Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. № 44, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 г., рег. № 3997./ Кабинет позволяет развивать общеучебные умения и навыки:
Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места педагога, наличие ТСО (может входить и Интерактивная доска).
 Учебно-интеллектуальная: схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучка», «Вопросы и ответы», «Занимательная математика» (и др. предметы), «А знаете ли вы?..».
 Учебно-информационные:
 Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов:
· рекомендации по планированию учебной деятельности;
· по организации и выполнению домашней работы;
· по тестированию, контролю и оценке;
· доска результативности;
· Памятки для учащихся, справочники, энциклопедии.
Учебно-коммуникативные:
· памятки или стенды по формированию речевых стереотипов;
· памятки по написанию сочинений, изложений, работе с текстом и т.д.
Кабинет позволяет активизировать содержание образования на разных уровнях: Репродуктивном: раздаточный систематизированный материал для упражнений тренировочного характера.
Редуктивном (частично-поисковом): разнообразный систематизированный дидактический и раздаточный материал. Продуктивном (творческом): разнообразный систематизированный дидактический и раздаточный материал.
Самостоятельная работа: материалы для организации дифференцированной работы на уроках и во внеурочное время, организации самоподготовки в ГПД, дома.
Организация деятельности во внеурочное время (ГПД, кружки, факультативы):
Библиотека «Почемучки»:
· классификация по жанрам или по темам;
· рекомендации, привлекающие учеников к чтению литературы («Прочитай, это интересно…», «Из книги … ты сможешь узнать…», «Чтение по интересам» и т.п.;
· доступное, удобное пользование библиотекой. Зона релаксации (отдыха):
· наличие специально отведенного места в классе;
· создание условий (мягкая мебель (желательно из кожи или кожзаменителя для удобства обработки, ковровый настил или ковер, игровые наборы, музыкальная релаксация (муз. центр и подборка кассет, дисков, пластинок по темам), питьевая вода (куллер, обработка посуды!), цветы, рыбки и т.д.).
Кабинет должен помогать реализовывать цель: Образовательную и развивающую: наличие комплекта дидактических материалов, тестов, раздаточных материалов, таблиц, учебников. Воспитательную: Российская атрибутика, информационный материал по нравственным темам.
Основные требования к учебному кабинету:
• Наличие в кабинете нормативных документов, регламентирующих деятельность по реализации Государственной программы по предмету
• Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно – методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы
• Соответствие учебно – методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам
• Обеспеченность учебниками, дидактическим материалом в соответствии с образовательной программой школы
• Наличие и обеспеченность учащихся комплексом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта
• Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и сменных учебно – информационных стендов
• Соблюдение правил техники безопасности пожаробезопасности, санитарно – гигиенических норм в учебном кабинете
• Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, консультации и др. Требования к документации кабинета
• Приказ об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы (хранится у зав. кабинетом в папке «Нормативно – правовая документация»)
• Приказ о назначении ответственного за кабинет, его функциональных обязанностях (хранится у заведующего кабинетом в папке «Нормативно – правовая документация»)
• Положение об учебном кабинете, разработанное методическим советом школы вместе с профсоюзным комитетом (хранится в папке «Паспорт кабинета»)
• Правила техники безопасности работы в учебном кабинете и журнал инструктажа учащихся по технике безопасности
• Правила пользования кабинетом учащимися (вывешиваются в кабинете для ознакомления)
• Паспорт учебного кабинета, оформленный с указанием функционального назначения имеющегося в кабинете оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.
• Акт приёмки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию (хранится в папке «Паспорт кабинета»)
• Анализ развития кабинета за прошедший учебный год (хранится в папке «Паспорт кабинета»)
• График занятости кабинета (хранится в папке «Паспорт кабинета»)
• План развития кабинета на учебный год и перспективу (хранится в папке «Паспорт кабинета»)
Инвентарная ведомость на имеющее оборудование (хранится в папке «Паспорт кабинета»)

 

 
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: неваляшка (06.07.2010)
Просмотров: 14494 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.2/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Nachalka.com - сайт для детей, родителей, учителей начальной школы. Методсовет
Форма входа
Веснушки Сеть творческих учителей

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz